Как натянуть холст на подрамник

Подрамники

Подрамник служит основой для натяжки холста. Подрамники бывают 2-х видов: модульные (сборные, клиновые) и глухие.
Модульные (сборные, клиновые) подрамники можно купить практически во всех художественных магазинах. Они продаются рейками по 2 штуки (с шагом в 5 см по длине) и стоят немного дороже глухих подрамников.
Модульные подрамники имеют огромное преимущество - их углы жестко не скреплены и при провисании картины, проблему можно легко и быстро исправить в домашних условиях - нужно просто подбить клинья (рисунок №6). Делать это нужно очень аккуратно, чтобы молотком не испортить холст и не перетянуть его.
У глухих подрамников углы жестко соединены и если провиснет холст, то его придется перетягивать. Перетяжку холста должен делать только специалист!
Как правило, для картины среднего размера используют подрамник толщиной 1.8 см., а для галерейной натяжки - 3см.

Подрамник и сохранность картины

Некачественный подрамник отрицательно влияет на сохранность живописи. У картин современных живописцев очень часто бывают плохие подрамники. К сожалению, не все художники придают большое значение качеству подрамника.
Дефекты подрамника не позволяют должным образом натянуть на него холст, что в конце концов приводит к разрушению грунта и живописного слоя картины.
Качественный подрамник - основа долгой сохранности живописи.

Рассмотрим основные дефекты подрамника

  • Глухое соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают деформации холста и его провисание.
  • На «глухие» углы подрамника художники прибивают фанерные треугольники, которые делают подрамник еще более жестким и неподвижным.
  • Отсутствие крестовины или перекладины - для картин большого размера. Подрамник с крестовиной или перекладиной не перекосится и углы останутся прямыми.
  • Отсутствие скосов на внутренних сторонах подрамника, отчего возникают заломы и осыпи красочного слоя, которые неминуемы от вибрации полотна при подрамниках, не имеющих этих скосов.
  • Лучше выбирать подрамник, у которого закруглены все места возможного соприкосновения с холстом (все стороны на лицевой части подрамника), так вы избежите серьезного повреждения холста при транспортировке.
  • Непрочный подрамник, который при натягивании холста дает перекос.
  • Ступенеобразное, неплотное соединение планок по углам и на крестовине. С этим дефектом холст деформируется, возникают заломы и осыпи красочного слоя и невозможно плотно соединить картину с рамой.
  • Подрамник сделан небрежно, из сырого дерева, вследствие чего, через довольно короткий промежуток времени подрамник "поведет" и его придется заменить (в некоторых случаях приходится заменить и раму).
  • Подрамник сделан из дерева с сучками. Даже качественно сделанный подрамник, на котором есть сучки, со временем обязательно "поведет" и его придется заменить.
  • Подрамник с жуком-точильщиком. Благодаря деятельности этих насекомых дерево распадается, превращаясь в труху.
  • Подрамник заражен плесенью.

Инструменты

Для натяжки холста вам понадобится степлер со скобами (рисунок №1), специальный инструмент для натяжки картин (рисунок №2), рулетка и молоток.

Никогда не поручайте натяжку или перетяжку картин случайным лицам: плотникам, столярам и тп. Старую живопись должен перетягивать опытный реставратор!
Очень важно для правильной натяжки холста равномерно натягивать полотно и чувствовать предел натяжения.

Неумелая натяжка приводит к неприятным последствиям:

  • Образование микроразрывов при сотрясении от ударов молотка (в основном это важно для старой живописи).
  • Если картина слишком сильно натянута - появление кракелюра при самонатяжении картины под влиянием атмосферных колебаний.
  • Если картина натянута слишком слабо и неравномерно - провисание и образование складок.
  • Появление трещин в красочном слое и грунте по краям картины.

Сила натяжки холста

Необработанный холст сильно не натягивают, т.к. во время грунтовки он значительно растянется. Окончательным штрихом станет растяжка загрунтованного холста путем подбивания клиньев по углам. Для глухого подрамника желательно использовать загрунтованный холст. Его необходимо сильно натянуть, как барабан.

Натягивать холст во влажном состоянии категорически не рекомендуется, поскольку нити такого холста деформируется безвозвратно. Хлопковые холсты или холсты с примесью хлопка страдают от влажного натягивания кратно сильнее. Смачивание холста имеет советские корни, когда наш художник имел дело с жесткими и ломкими холстами. Такие холсты были настолько неудобны в подготовительной работе, что их придумали "смачивать" для облечения натягивания на подрамник. Тогда же как в Европе такой практики никогда не было.

Натяжка холста на модульный подрамник

  • Измерить диагонали подрамника, они должны быть одинаковые!!! Закрепить степлером углы (по 2 скобки на угол).
  • Расположить рисунок картины на подрамнике ровно по горизонтали. Если у вас просто не грунтованный холст, важно расположить его так, чтобы направление нитей холста было параллельным краям подрамника.
  • Используя инструмент для натяжки, закрепить степлером холст с 4 сторон, как показано на рисунке №3.
  • Закрепить холст степлером через каждые 4-5 см по всему периметру подрамника, двигаясь от центра к краю, как показано на рисунке №4.
  • Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием.
  • Продолжить натягивать холст на подрамник так, как показано на рисунке №3. На углах холст аккуратно подворачивается и пристреливается степлером.
  • При натяжке не мочите холст с негрунтованной стороны, это может привести к отслоению грунта.
  • Вытащить скобки скрепляющие углы подрамника.
  • Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6).
  • Вставить в пазы на углах подрамника по два деревянных клина и аккуратно подбить их молотком (рисунок №6).

Натяжка холста на глухой подрамник

  • Если есть возможность, то лучше такой подрамник вообще не использовать!!!
  • Проверить диагонали, они должны быть одинаковые!!!
  • Расположить рисунок картины на подрамнике ровно по горизонтали. Если у вас просто не грунтованный холст, важно расположить его так, чтобы направление нитей холста было параллельным краям подрамника.
  • Используя инструмент для натяжки, закрепить степлером холст с 4 сторон, как показано на рисунке №3.
  • Закрепить холст степлером через каждые 4-5 см по всему периметру подрамника, двигаясь от центра к краю, как показано на рисунке №4.
  • Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием и достаточно сильно, поскольку если холст провиснет, надо будет заново его перетягивать.
  • Продолжить натягивать холст на подрамник так, как показано на рисунке №3. На углах холст аккуратно подворачивается и пристреливается степлером.
  • Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6), он вам еще пригодится при перетяжке картины.

Галерейная натяжка холста

Галерейную натяжку холста обычно используют для безрамного оформления картины. При галерейной натяжке холст закрепляется с обратной стороны подрамника и аккуратно заворачивается на углах.
В домашних условиях достаточно сложно натянуть холст таким способом, поэтому лучше обратиться в багетную мастерскую, в которой есть профессиональное оборудование - станок для галерейной натяжки.

Перетяжка холста

  • В процесс перетяжки картин входит: снятия холста со старого подрамника, изготовление качественного подрамника нужного размера, натяжка холста на новый подрамник, исправление натяжения подтягиванием или подбиванием клиньев.
    Несмотря на кажущуюся простоту, перетяжка холста является сложным процессом. Особенности если речь идет о старой живописи в плохом состоянии или полотнах огромного размера.
  • Выдергиваем скобы или гвозди и снимаем картину со старого подрамника.
    Картину кладут лицевой стороной вниз на рабочий стол или на ровный пол. Не слишком острой отверткой аккуратно под углом вынимаем гвоздь или скобу.
  • Проверяем диагонали у нового подрамника, они должны быть одинаковые!!!
  • Накладываем картину на подрамник. Кромки картины выравниваем по линиям подрамника и скрепляем двумя скобами с каждой стороны, предварительно растягивая руками или щипцами вдоль его бортов по углам.
  • Далее действуем по схеме описанной выше в натяжке картин.
  • Картины крупных размеров натягивают по-другому - их кладут на пол лицевой стороной вниз на чистую подстилку. Подрамник накладывают на картину фасками вниз, края наживляют так же, как и в первом случае.
    Процесс натягивания почти не отличается от вышеописанного, разница лишь в том, что работа идет больше по интуиции, поскольку не видно перед собой живописи. Нужно внимательно рассчитать напряжение руки, соблюдать постоянность и равномерность.
    Натягивание картины лицевой стороной вниз предохраняет ее от провисания, от возможных складок красочного слоя и тд. Поскольку картина ровно лежит на полу требуется меньшее напряжение при работе щипцами.
    Увеличить натяжение потом можно с помощью клинков подрамника.

Как купить готовый холст на подрамнике

  • Не покупайте готовый холст на глухом подрамнике.
  • Внимательно осмотрите подрамник на наличие дефектов.
  • Проверьте мягкость материала подрамника, если дерево слишком мягкое, то не покупайте такой холст. Такой подрамник несложно определить - он раза в два легче обычного подрамника.
  • Не покупайте готовый холст на подрамнике "Сонет" от производителя "Невская палитра". Если у вас холсты с подрамником этого производителя, настоятельно рекомендуем сразу заменить подрамник.
    Подрамник модульный, но сделан из очень мягкого дерева, которое мягче, чем прессованная бумага. Если вы захотите подтянуть холст, то ничего не получится - клинья входят в это дерево как в сливочное масло комнатной температуры.

 

Степлер

рисунок №1

Степлер для крепления холста к подрамнику.
Если часто натягиваете картины, то рекомендуем купить профессиональный степлер Rapid R153 или Rapid R353.
К этому степлеру подходят любые, даже самые дешевые скобы 53 типа и он очень надежен - нашему степлеру 20 лет и он до сих пор работает.

Инструмент для натяжки картин

рисунок №2

Плоскогубцы для натяжки холста

Схема натяжки картин

рисунок №3

Схема натяжки холста

Схема натяжки картин

рисунок №4

Схема натяжки холста

Схема натяжки картин

рисунок №3

Схема натяжки холста

Модульный подрамник

рисунок №6

Модульный подрамник

Стандартная натяжка холста Стандартная натяжка холста
галерейная натяжка холста Галерейная натяжка холста
Рекомендуем мастера по изготовлению любых модульных и круглых подрамников. 
+7 903 663-52-60 Дмитрий
Отправляет в любой регион. Стоимость и качество вас очень порадуют.
Рубрика: изобразительное искусство, подрамник, правила натяжки картин на подрамник, практические советы

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт - www.art-spb.ru обязательна!

Горизонтальные картины Панорамные картины Вертикальные картины Узкие вертикальные картины Квадратные картины Круглые картины Овальные картины Картины диптих Картины триптих Картины квадриптих Картины полиптих