Исправление покоробленности холста картины

Деформации и степень деформации полотна могут быть самые разные, они зависят как от технологии материала, так и от причин, вызвавших то или иное его изменение.

Покоробленность полотна картины происходят:

  • От изменений атмосферы в помещении и от резкой перемены температуры и влажности воздуха.
  • От механических воздействий на полотно картины.

Наиболее часто встречаются следующие виды покоробленности:

  • ослабление натяжения полотна, выражающееся в провисании
  • крупная волнистость
  • общая гофрированность
  • сборки по углам в диагональных направлениях и др.


Эти дефекты в основном появляются от перемены температуры и влажности воздуха. Они не требуют немедленного исправления, поскольку при наступлении нормального режима могут исправиться сами.
Под действием повышенной влажности холст увлажняется и ослабевает. Ослабление выражается в различных формах покоробленности и зависит от качества натяжки картины и равномерности наложенного грунта и красок. Если полотно во время провисания было подтянуто, то при наступлении прежних атмосферных условий оно натянется еще больше и могут образоваться трещины и разрывы. Исправлять этот вид покоробленности нужно только после того, как по истечении довольно длительного времени дефекты сами не выправились.
Провисание полотна исправляют растяжкой его посредством клинков в углах подрамника. Клинки обычно расположены по два в каждом углу и по одному у каждой из планок крестовины. Необходимо легко и осторожно небольшим молоточком постучать по клинкам. При ударах по клинкам нельзя допускать прикосновения и скольжения молотка по полотну картины, поскольку это может повредить грунт и красочный слой. При равномерном провисании полотна следует равномерно подбить все клинки. Если же покоробленность наблюдается только в одном углу, то подбиваются клинки в том же углу подрамника.
Если картина была неравномерно натянута и образовалась гофрированность у ее бортов, это не устранить подтягиванием клинками и требуется частичная перетяжка холста. В месте дефекта вынимаем скобы или гвозди из подрамника, затем щипцами с широкими плоскими губами подтягиваем полотно и вновь закрепляем холст гвоздями или скобами. Не всегда этот дефект можно выправить методом общей перетяжки. Тогда картину снимаем с подрамника, кладем лицевой стороной вниз на мраморную плиту и не сильно нагретым утюгом через бумажную прокладку проглаживаем полотно в местах этих складок. Если это не помогает, то слегка увлажняем холст и снова проглаживаем. Проведение этой процедуры допустимо лишь при хорошем состоянии красочного слоя.

В не натянутых на подрамник картинах от долгого хранения и неправильного обращения могут образоваться покоробленности. В таких случаях кладем картину лицевой стороной вверх на деревянный стол, затем растягиваем и скобами или гвоздями закрепляем холст на этом основании. После этого увлажняем воздух в помещении и оставляем картину, так делаем на протяжении нескольких дней. Холст впитывает часть влаги, грунт делается эластичнее и полотно потихоньку выправляется. Время от времени подтягиваем холст и перемещаем гвозди или скрепки. В дальнейшем картину натягиваем на подрамник при помощи щипцов и покоробленности уходят. В некоторых случаях может потребоваться разглаживание утюгом, описанное выше.

Иногда от неправильного хранения и деформации холста посторонними предметами происходят рубцы, вдавленности или выпуклости полотна в виде пузырей, часто сопровождающиеся повреждениями красочного слоя. Эти покоробленности часто уменьшаются или устраняются от продолжительного лежания картины на ровной плоскости в свободном состоянии. Правильное натяжение холста на подрамник также может это исправить. Если вышеописанные приемы не дают нужного эффекта, то приступаем к проглаживанию покоробившихся мест утюгом, по описанному ранее способу.

Покоробленность от наклейки бумажного ярлыка на обратную сторону картины устраняем следующим образом: не снимая картины с подрамника, кладем ее лицевой стороной на ровный стол (в идеале, на мраморную плиту). Отклеиваем бумагу от полотна, аккуратно поддевая ножом и соскабливаем ножом оставшийся на полотне клей. После удалении клея покоробленное место расправляем с помощью проглаживания утюгом. Если это не помогает, то слегка увлажняем и снова проглаживаем.

Самый простой и эффективный прием удаления небольшого пузыря: место пузыря с обратной стороны натянутой на подрамник картины слегка увлажняется. Входящий в состав грунта клей вбирает влагу и размягчается, а при высыхания сжимается и стягивает вытянутое полотно. Если это не помогает, то место расправляем с помощью проглаживания утюгом.

Складки и пузыри бывают еще и от попадания мусора между подрамником и полотном. Чтобы не снимать картину с подрамника, тонкой деревянной пластинкой надо удалить посторонние предметы, затем на эту пластинку намотать немного ваты, смочить ее и протереть это место.
Подобными способами можно производить устранение пузырей только когда нет отставания краски от грунта, трещин, осыпей и пр. Если у картины есть эти проблемы, то исправление дефекта должно сопровождаться с одновременным закреплением красочного слоя и грунта.

Литература: Е.В.Кудрявцев, "Техника реставрации картин", Москва 2002

Рубрика: изобразительное искусство, реставрация, покоробленность холста картины

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт - www.art-spb.ru обязательна!

Выбираем грунт для живописи Стоит ли покупать холст на подрамнике Как натянуть холст на подрамник Выбираем холст для живописи Заделка прорывов полотна картин Закрепление красочного слоя и грунта Купить живопись маслом на холсте