Разновидности жанра натюрморт

Натюрморт (с фр. nature morte - мертвая, неодушевленная натура) - художественное изображение различных предметов быта.
В XV-XVI веках натюрморт рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
В качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт сформировался в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников.
Термин nature morte (мертвая натура) появился в XVIII веке и отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, которые отдавали предпочтение "высоким" жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический, батальный, аллегорический, религиозный, мифологический). До конца XIX века натюрморт рассматривался в качестве "низшего" жанра.
Расцвет натюрмортной живописи связан с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок и появлением пленерной живописи.

Натюрморт Букет

Букет - разновидность цветочного натюрморта.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин.
На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни.
Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида - цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета - фигура треугольника - наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.
Ниша в натюрморте - символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.

Картины натюрморт букет
Натюрморт Ванитас

Ванитас, Суета сует (от лат. - суета, тщеславие) - аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.
Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в.
Символика предметов в голландском натюрморте:
череп - напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
хлеб - символ тела Господа, в сочетании с вином - таинство Евхаристии;
мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти;
медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то;
оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Картины натюрморт ванитас
Винный натюрморт

Винный натюрморт - появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас.

Картины винный натюрморт
Восточный натюрморт

Восточный натюрморт

В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.

Картины восточный натюрморт
Натюрморт Гирлянда

Гирлянда - разновидность цветочного натюрморта.
Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима.
Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок.

Картины натюрморт гирлянда
Голландский натюрморт

Голландский натюрморт

Голландский натюрморт XVII века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты» включает и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» - это, прежде всего, охотничьи трофеи - битая птица и дичь. «Завтрак» и «Десерт» включает также и изображения рыбы и разнообразных птиц.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин. На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни. Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о нестабильности удовольствий и достижений. Все предметы были многозначными, имели светский и религиозный подтексты.

Картины голландский натюрморт
Натюрморт Завтрак

Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) - разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.
Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является "Накрытый стол" Николаса Гиллиса (1580-1632).
Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др.

Картины натюрморт завтрак
Кухонный натюрморт

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар.
В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Символика посуды в голландском натюрморте: стекло - символ хрупкости; фарфор - чистота; серебряная посуда - олицетворение богатства; ступка и пестик - знаки мужской и женской сексуальности;
бутылка - символ греха и пьянства; разбитая посуда - символ смерти; кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;
нож - символ предательства, орудие пыток - напоминает об уязвимости человека и о его смертности - кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности.

Картины кухонный натюрморт
Музыкальный натюрморт

Музыкальный натюрморт - появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас.

Картины музыкальный натюрморт
Натюрморт с животными

Натюрморт с животными
Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).
Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте:
белка - упорный труд, без которого невозможны земные блага;
заяц - слух, чуткость, изобилие, робость, страх;
раки или омары - мудрость, благоразумие, медлительность;
попугай - уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего;
птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка - символ бессмертия души, воскресения;
рыба - раннехристианский символ;
живая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.

Картины натюрморт с животными
Натюрморт в пейзаже

Натюрморт в пейзаже - изображение натюрморта на фоне пейзажа.
В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в пейзаже
Натюрморт в интерьере

Натюрморт в интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в интерьере
Обманка, иллюзионистский натюрморт

Обманка, иллюзионистский натюрморт
Символика предметов в голландском натюрморте:
кубки, игральные карты или кости, шахматы - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;
курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
карнавальная маска - является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности;
ключи - символизируют власть, дом;
механические или песочные часы - напоминание о быстротечности жизни.

Картины натюрморт обманка
Овощной натюрморт

Овощной натюрморт

Картины овощной натюрморт
Охотничий натюрморт

Охотничий натюрморт
Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков - охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи.
Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Картины охотничий натюрморт
Религиозный натюрморт

Религиозный натюрморт, церковный натюрморт - разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой

Картины религиозный натюрморт
Роскошный натюрморт

Роскошный натюрморт - натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре.
Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684).

Картины роскошный натюрморт
Рыбный натюрморт

Рыбный натюрморт
Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных.
Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Картины рыбный натюрморт
Сюжетно-тематический натюрморт

Сюжетно-тематический натюрморт - разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.

Картины сюжетно-тематический натюрморт
Тональный натюрморт

Тональный натюрморт - монохромный натюрморт.
Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Картины тональный натюрморт
Цветочный натюрморт

Цветочный натюрморт
Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629).
Символика цветов в голландском натюрморте:
ирисы - знак Богородицы;
белые розы - платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы - символ страстной любви и символ Богородицы;
белая лилия - символ непорочности Девы Марии;
чертополох - символ зла;
гвоздика - символ пролитой крови Христа;
мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;
анемон - помощь в болезни;
тюльпаны - символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан - ложная любовь,
красный тюльпан - страстная любовь.

Картины цветочный натюрморт
Цветочно-фруктовый натюрморт

Цветочно-фруктовый натюрморт
Символика цветов в голландском натюрморте:
ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов - символы скромности и чистоты;
крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;
осыпавшиеся лепестки возле вазы - знаки бренности;
увядший цветок - намек на исчезновение чувства;
голубые и синие цветы - напоминание о небесной лазури;
красные цветы - символ искупительной жертвы Христа;

Картины цветочно-фруктовый натюрморт
Учебный натюрморт

Учебный натюрморт
Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Картины учебный натюрморт

Ученый натюрморт

Ученый натюрморт - разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п.
Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене.

Символика предметов в голландском натюрморте:
книги и географические карты, глобус, писчее перо - символы наук;
палитра с кистями, лавровый венок - символы живописи и поэзии;
античная скульптура - символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма - символы общения;
музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;
музыкальная труба или горн - ассоциации со славой.

Картины ученый натюрморт
Фламандский натюрморт

Фламандский натюрморт

Картины фламандский натюрморт
Фруктовый натюрморт

Фруктовый натюрморт
Символика фруктов и растений в голландском натюрморте:
зрелые плоды - символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
гранат - символ воскресения, символ целомудрия;
вишня - «райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
земляника - символ праведности и трудолюбия;
оливка - символ мира;
лимон - предательство, чувственные наслаждения; лимон с частично срезанной кожицей - напоминание о горьких последствиях служения одним лишь своим страстям;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
виноградная кисть - напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени;
белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;
гнилые фрукты - символ старения;
плод каштана, покрытый скорлупой, символизирует: доблесть, победу над искушением и целомудрие - добродетель, побеждающая все соблазны плоти, символизируемые шипами;
колосья пшеницы, плюща или лавра - символ возрождения и круговорота жизни.

Картины фруктовый натюрморт
Жанры живописи
Жанры в китайском искусстве
Разновидности пейзажного жанра
Разновидности пейзажного жанра городской пейзаж
Разновидности жанра портрет
Разновидности жанра фигуратив
Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, живопись, жанр натюрморт

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт - www.art-spb.ru обязательна!

Купить картины натюрморт Купить живопись натюрморт Купить натюрморт акварелью Купить натюрморт в гравюре Купить натюрморт в батике Купить натюрморт пастелью