Для начала, давайте определимся, что такое авторский повтор и авторский вариант картины.
Авторский повтор, авторское повторение или авторская копия - это когда автор старается сделать точную копию своей картины.
Авторский вариант - это когда автор делает творческий повтор своей картины, в котором он как правило меняет детали, цвет, расположение предметов и даже формат картины.
Если автор напечатал свою картину и сверху порисовал маслом, то это не является авторским повтором и так же не является предметом искусства.
Существует ошибочное мнение, что:
- Ценность картины в том, что она в единственном экземпляре.
- Авторский повтор или вариант уменьшает ценность оригинала и должен быть на порядок дешевле.
- Повтор, написанный на заказ - это просто товар без души.
На наш взгляд:
- Поскольку автор не принтер, то авторский повтор всегда в той или иной степени будет отличаться от оригинала, поэтому смело можно сказать, что все, написанное художником, уникально.
- Авторский повторение или вариант тоже является оригиналом, поскольку его написал автор.
- Авторский повторение или вариант может получиться лучше чем оригинал.
- Авторский повторение или вариант стоит так же как и оригинал, а если он получился более удачным, то даже дороже.
- Существует единственный риск при заказе авторского повтора - картина точно получится немного другой и это может вам не понравиться.
- Даже если художник сделал идеально похожий по цвету повтор, то имейте ввиду, что фото оригинала и фото повтора всегда будут отличаться, поскольку за это время могли измениться: освещение, цветовые рефлексы от окружения, монитор, фотоаппарат и тд
Даже фотографирую одну и ту же картину в разное время года или на разные фотоаппараты мы получим по цвету две разные картины.
- Если вы видите уже готовый авторский повтор и он вам нравится, то смело его покупайте и не бойтесь, если у картины окажутся братья-близнецы.
- Если вы не заключали с художником договор на исключительное право использования картины, то автор оставляет за собой право в дальнейшем копировать свою картину, а так же делать новые варианты на основе этого сюжета. Купить картину у художника с таким договором возможно, но будет сложно и оригинал вам обойдется намного дороже.
Рассмотрим это подробнее на примерах авторских повторов и вариантов шедевров художников прошлого
- Примеров авторских повторений огромное количество и мы выбрали примеры только хорошо знакомых всем картин из музейных собраний.
- По этим примерам видно, что авторский повтор так же ценен как и оригинал, а иногда повтор даже более известен, чем оригинал.
- Практически у всех художников прошлого были авторские повторения или авторские варианты удачных картин.
- Многие авторские повторения делались по просьбе коллекционеров (например П.М. Третьякова), которые приобретали картины для своей коллекции.
- Если бы в те времена был интернет, то скорее всего мы бы увидели гораздо больше авторских версий хорошо знакомых нам картин.
Иван Айвазовский "Девятый вал"
Еще один вариант картины продан на Сотбис в 2005 году за $1.700.000
|
1850
Холст, масло. 221 х 332 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
|
|
1857
Холст, масло. 28 х 42.2 см
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
|
Василий Перов "Охотники на привале"
|
1871
Холст, масло. 119 х 183 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1877
Холст, масло. 58 х 89 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
|
|
1870-е
Холст, масло.
Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина, Николаев
|
Павел Федотов "Сватовство майора"
|
1848
Холст, масло. 58.3 х 75.4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1850-1852
Холст, масло. 56 х 76 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
|
Павел Федотов "Вдовушка"
|
Первый вариант - незаконченный.
Холст, масло. 58 х 45 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Отличительные черты - ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.
Обратите внимание на портрет умершего мужа - тут автор не удержался и написал себя самого в сером гусарском мундире (видимо, вспоминая свою военную службу).
«Вдовушку» общество принять не захотело, и это очень расстроило художника. Расстроило потому, что картина рассказывала о реальной жизненной драме в семье живописца - сестра художника Люба ждала второго ребенка, но внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию.
Художник месяцы напролет просиживал перед картиной, писал ее снова и снова, но картина не получалась такой, как ему хотелось. Как следствие - неизлечимая душевная болезнь, сумасшедшие дома и скорая смерть в Санкт-Петербурге в ноябре 1852г.
|
|
Единственная законченная версия
Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись «Вдовушка. Первый вариант»
1851
Холст, масло. 57.5 х 44.4 см
Ивановский областной художественный музей (до 1930г. хранилась в ГТГ)
На портрете покойного мужа П.А. Федотов снова изобразил себя и тоже в сером мундире, но с другой накидкой и на красном фоне. Немного поменял он позу героини - правая рука теперь согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851г., но провисела всего несколько дней - московский предприниматель, книгоиздатель и меценат К.Т. Солдатенков купил картину и увез ее к себе, не дожидаясь закрытия выставки.
|
|
Третий вариант
1851-1852
Холст, масло. 62 х 47 см
Картина не окончена, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В этом варианте П. Федотов перекомпоновал детали, изменил колорит (лиловые обои) и нарисовал у героини более тонкую шею и существенно увеличил декольте, добавил военную фуражку на кровать. Правую руку оставил лежать на животе. Переписал художник и портрет мужа, изобразив вместо себя другого человека в золотом мундире. Но даже после этого варианта, П.А. Федотов не прекратил работать над сюжетом
|
|
Четвертый вариант - незаконченный.
1852
Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту - убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.
|
Василий Пукирев "Неравный брак"
|
1862
Холст, масло. 174 х 137 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1875
Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
|
Сильвестр Щедрин "Новый Рим. Замок святого Ангела"
По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз… Всякий раз он изменял воздух и тон картины».
Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела» имела большой успех, и впоследствии художник часто повторял этот мотив при разном освещении.
|
1821-25
Холст, масло. 44.7 х 65.7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1824
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1824-25
Холст, масло. 45.6 х 67.2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1823
Холст, масло. 47 х 60 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Поступила в 1897 из ИАХ; ранее собственность А.П.Базилевского, затем великого князя Владимира Александровича, с 1870 - ИАХ
|
Архип Куинджи "Лунная ночь на Днепре"
|
1880
Холст, масло. 105 х 146 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
|
|
1882
Холст, масло. 104 х 143 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1890-е
Бумага, масло. 40 х 54 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
|
Алексей Саврасов "Грачи прилетели"
Пожалуй самая тиражируемая картина А.Саврасова - считается, что художник написал около тринадцати версий этой картины и даже за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.
Первый авторский повтор картины был выполнен Саврасовым в начале 1872 года по заказу императрицы Марии Александровны. В настоящее время местонахождение этого авторского повтора неизвестно.
|
Оригинальначя картина
1871
Холст, масло. 62 x 48.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
1879
Холст, масло. 95 x 62 см
Нижегородский художественный музей
|
|
1872
Холст, масло. 67 x 117 см
Частное собрание
|
|
В Государственном Русском музее находится написанный в 1880-1890-х годах вариант-повтор картины под названием «Ранняя весна»
Холст, масло. 51.3 х 37.8 см
Ещё один вариант, очень близкий по размеру и содержанию к варианту из Русского музея, хранится в Национальном художественном музее Белоруссии
1880-1890-е, холст, масло, 51 х 38 см
|
Виктор Васнецов "Витязь на распутье"
Существует около десяти авторских вариантов этой картины.
|
1878
Холст, масло. 79 х 147 см
Серпуховский историко-художественный музей
|
|
1882
Холст, масло. 69 х 106 см
Дом-музей В.М. Васнецова
|
|
1882
Холст, масло. 167 х 308 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
|
|
1919
Холст, масло. 98 х 176.5
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
|
|
Холст, масло.
Частное собрание
|
Илья Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
|
Вариант картины или эскиз, написан в 1880-1890 годы.
Холст, масло. 69.8 х 89.6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
|
|
Самая знаменитая версия написана с 1880 по 1891 год.
Холст, масло. 203 х 358 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
|
|
Этот вариант картины был написан для коллекции П.В.Третьякова, поскольку в покупке оригинала был проворнее Александр III
1889-1896
Холст, масло. 174 х 265 см
Харьковский Музей изобразительных искусств.
|
|
Предварительный эскиз.
Холст, масло. 32.4 х 49.8 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
|
Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581"
|
1885
Холст, масло. 199 х 254 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
|
|
В 1909 году банкир Павел Рябушинский заказал художнику авторское повторение знаменитой картины. После революции картина Репина из коллекции банкира была реквизирована и передана в Исторический музей. А в 1926 году было передано в Воронежский художественный музей им. Крамского.
|
Рубрика: изобразительное искусство, живопись, коллекционирование, практические советы
© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт - www.art-spb.ru обязательна!
Купить картину маслом Копии картин на заказ Шедевры живописи Картины на заказ