Как относиться к авторским повторам картин

Для начала, давайте определимся, что такое авторский повтор и авторский вариант картины.
Авторский повтор, авторское повторение или авторская копия - это когда автор старается сделать точную копию своей картины.
Авторский вариант - это когда автор делает творческий повтор своей картины, в котором он как правило меняет детали, цвет, расположение предметов и даже формат картины.
Если автор напечатал свою картину и сверху порисовал маслом, то это не является авторским повтором и так же не является предметом искусства.

Существует ошибочное мнение, что:

  • Ценность картины в том, что она в единственном экземпляре.
  • Авторский повтор или вариант уменьшает ценность оригинала и должен быть на порядок дешевле.
  • Повтор, написанный на заказ - это просто товар без души.

На наш взгляд:

  • Поскольку автор не принтер, то авторский повтор всегда в той или иной степени будет отличаться от оригинала, поэтому смело можно сказать, что все, написанное художником, уникально.
  • Авторский повторение или вариант тоже является оригиналом, поскольку его написал автор.
  • Авторский повторение или вариант может получиться лучше чем оригинал.
  • Авторский повторение или вариант стоит так же как и оригинал, а если он получился более удачным, то даже дороже.
  • Существует единственный риск при заказе авторского повтора - картина точно получится немного другой и это может вам не понравиться.
  • Даже если художник сделал идеально похожий по цвету повтор, то имейте ввиду, что фото оригинала и фото повтора всегда будут отличаться, поскольку за это время могли измениться: освещение, цветовые рефлексы от окружения, монитор, фотоаппарат и тд
    Даже фотографирую одну и ту же картину в разное время года или на разные фотоаппараты мы получим по цвету две разные картины.
  • Если вы видите уже готовый авторский повтор и он вам нравится, то смело его покупайте и не бойтесь, если у картины окажутся братья-близнецы.
  • Если вы не заключали с художником договор на исключительное право использования картины, то автор оставляет за собой право в дальнейшем копировать свою картину, а так же делать новые варианты на основе этого сюжета. Купить картину у художника с таким договором возможно, но будет сложно и оригинал вам обойдется намного дороже.

Рассмотрим это подробнее на примерах авторских повторов и вариантов шедевров художников прошлого

  • Примеров авторских повторений огромное количество и мы выбрали примеры только хорошо знакомых всем картин из музейных собраний.
  • По этим примерам видно, что авторский повтор так же ценен как и оригинал, а иногда повтор даже более известен, чем оригинал.
  • Практически у всех художников прошлого были авторские повторения или авторские варианты удачных картин.
  • Многие авторские повторения делались по просьбе коллекционеров (например П.М. Третьякова), которые приобретали картины для своей коллекции.
  • Если бы в те времена был интернет, то скорее всего мы бы увидели гораздо больше авторских версий хорошо знакомых нам картин.

Иван Айвазовский "Девятый вал"

Еще один вариант картины продан на Сотбис в 2005 году за $1.700.000

Девятый вал. Иван Айвазовский

1850
Холст, масло. 221 х 332 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Девятый вал. Иван Айвазовский

1857
Холст, масло. 28 х 42.2 см
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

Василий Перов "Охотники на привале"

Охотники на привале. Василий Перов

1871
Холст, масло. 119 х 183 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Перов. Охотники на привале 2

1877
Холст, масло. 58 х 89 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Перов. Охотники на привале 3

1870-е
Холст, масло.
Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина, Николаев

Павел Федотов "Сватовство майора"

Сватовство майора. Павел Федотов

1848
Холст, масло. 58.3 х 75.4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сватовство майора. Павел Федотов

1850-1852
Холст, масло. 56 х 76 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Павел Федотов "Вдовушка"

Павел Федотов. Вдовушка

Первый вариант - незаконченный.
Холст, масло. 58 х 45 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Отличительные черты - ровные зеленые обои и опущенная правая рука героини.
Обратите внимание на портрет умершего мужа - тут автор не удержался и написал себя самого в сером гусарском мундире (видимо, вспоминая свою военную службу).

«Вдовушку» общество принять не захотело, и это очень расстроило художника. Расстроило потому, что картина рассказывала о реальной жизненной драме в семье живописца - сестра художника Люба ждала второго ребенка, но внезапно потеряла мужа и лишилась средств к существованию.
Художник месяцы напролет просиживал перед картиной, писал ее снова и снова, но картина не получалась такой, как ему хотелось. Как следствие - неизлечимая душевная болезнь, сумасшедшие дома и скорая смерть в Санкт-Петербурге в ноябре 1852г.

Павел Федотов. Вдовушка

Единственная законченная версия
Это второй вариант, хотя на золоченой раме картины выгравирована подпись «Вдовушка. Первый вариант»
1851
Холст, масло. 57.5 х 44.4 см
Ивановский областной художественный музей (до 1930г. хранилась в ГТГ)

На портрете покойного мужа П.А. Федотов снова изобразил себя и тоже в сером мундире, но с другой накидкой и на красном фоне. Немного поменял он позу героини - правая рука теперь согнута и лежит на животе. Картина выставлялась на академической выставке 1851г., но провисела всего несколько дней - московский предприниматель, книгоиздатель и меценат К.Т. Солдатенков купил картину и увез ее к себе, не дожидаясь закрытия выставки.

Вдовушка. Павел Федотов

Третий вариант
1851-1852
Холст, масло. 62 х 47 см
Картина не окончена, приобретена П.М. Третьяковым в 1893г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этом варианте П. Федотов перекомпоновал детали, изменил колорит (лиловые обои) и нарисовал у героини более тонкую шею и существенно увеличил декольте, добавил военную фуражку на кровать. Правую руку оставил лежать на животе. Переписал художник и портрет мужа, изобразив вместо себя другого человека в золотом мундире. Но даже после этого варианта, П.А. Федотов не прекратил работать над сюжетом

Павел Федотов. Вдовушка 4

Четвертый вариант - незаконченный.
1852

Картина осталась незаконченной, но по сохранившимся деталям видно, что художник больше склонялся к ее первому варианту - убирал все лишнее, снова опустил руку, делал картину лаконичнее, усиливал трагизм и добивался более мрачной тональности.

Василий Пукирев "Неравный брак"

Неравный брак. Василий Пукирев 1862
Холст, масло. 174 х 137 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неравный брак. Василий Пукирев

1875
Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Сильвестр Щедрин "Новый Рим. Замок святого Ангела"

По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз… Всякий раз он изменял воздух и тон картины».
Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела» имела большой успех, и впоследствии художник часто повторял этот мотив при разном освещении.

Новый Рим. Замок Святого Ангела. Сильвестр Щедрин

1821-25
Холст, масло. 44.7 х 65.7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Новый Рим. Замок Святого Ангела. Сильвестр Щедрин 1824
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Новый Рим. Замок Святого Ангела. Сильвестр Щедрин 1824-25
Холст, масло. 45.6 х 67.2 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Новый Рим. Замок Святого Ангела. Сильвестр Щедрин

1823
Холст, масло. 47 х 60 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Поступила в 1897 из ИАХ; ранее собственность А.П.Базилевского, затем великого князя Владимира Александровича, с 1870 - ИАХ

Архип Куинджи "Лунная ночь на Днепре"

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

1880
Холст, масло. 105 х 146 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

1882
Холст, масло. 104 х 143 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

1890-е
Бумага, масло. 40 х 54 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Саврасов "Грачи прилетели"

Пожалуй самая тиражируемая картина А.Саврасова - считается, что художник написал около тринадцати версий этой картины и даже за еду и выпивку расписывал стены трактиров копией своей картины.
Первый авторский повтор картины был выполнен Саврасовым в начале 1872 года по заказу императрицы Марии Александровны. В настоящее время местонахождение этого авторского повтора неизвестно.

Грачи прилетели. Алексей Саврасов

Оригинальначя картина
1871
Холст, масло. 62 x 48.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Грачи прилетели. Алексей Саврасов

1879
Холст, масло. 95 x 62 см
Нижегородский художественный музей

Весна. Грачи прилетели. Алексей Саврасов 1872
Холст, масло. 67 x 117 см
Частное собрание
Ранняя весна. Алексей Саврасов

В Государственном Русском музее находится написанный в 1880-1890-х годах вариант-повтор картины под названием «Ранняя весна»
Холст, масло. 51.3 х 37.8 см

Ещё один вариант, очень близкий по размеру и содержанию к варианту из Русского музея, хранится в Национальном художественном музее Белоруссии
1880-1890-е, холст, масло, 51 х 38 см

Виктор Васнецов "Витязь на распутье"

Существует около десяти авторских вариантов этой картины.

Витязь на распутье. Виктор Васнецов

1878
Холст, масло. 79 х 147 см
Серпуховский историко-художественный музей

Витязь на распутье. Виктор Васнецов

1882
Холст, масло. 69 х 106 см
Дом-музей В.М. Васнецова

Витязь на распутье. Виктор Васнецов

1882
Холст, масло. 167 х 308 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Витязь на распутье. Виктор Васнецов

1919
Холст, масло. 98 х 176.5
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Витязь на распутье. Виктор Васнецов

Холст, масло.
Частное собрание

Илья Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану Вариант картины или эскиз, написан в 1880-1890 годы.
Холст, масло. 69.8 х 89.6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Илья Репин Самая знаменитая версия написана с 1880 по 1891 год.
Холст, масло. 203 х 358 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Илья Репин

Этот вариант картины был написан для коллекции П.В.Третьякова, поскольку в покупке оригинала был проворнее Александр III

1889-1896
Холст, масло. 174 х 265 см
Харьковский Музей изобразительных искусств.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Илья Репин

Предварительный эскиз.
Холст, масло. 32.4 х 49.8 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Илья Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581"

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581. Илья Репин

1885
Холст, масло. 199 х 254 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сыноубийца. Илья Репин В 1909 году банкир Павел Рябушинский заказал художнику авторское повторение знаменитой картины. После революции картина Репина из коллекции банкира была реквизирована и передана в Исторический музей. А в 1926 году было передано в Воронежский художественный музей им. Крамского.
Рубрика: изобразительное искусство, живопись, коллекционирование, практические советы

© Материал подготовлен художественной галереей Арт СПб
При полном или частичном копировании прямая ссылка на сайт - www.art-spb.ru обязательна!

Купить картину маслом Копии картин на заказ Шедевры живописи Картины на заказ